Новый самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А совершил первый полет

25 января 2018 г. летный образец перспективного самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А совершил первый полет. Полет проходил под командованием шеф-пилота Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина Героя Российской Федерации, заслуженного летчика-испытателя Российской Федерации Николая Куимова.

Новая усовершенствованная модификация топливозаправщика создана на базе новейшего военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. Головной разработчик воздушного судна - Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина, изготовитель - завод «Авиастар-СП». По словам вице-президента ПАО «ОАК», генерального директора «Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина» Алексея Рогозина, новый самолет отличается от своего предшественника модифицированным крылом, новыми двигателями и системой управления, а также имеет большую грузоподъемность и объем перевозимого на борту топлива.

В перспективе Ил-78М-90А станет основным топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе самолетов дальней, фронтовой и специальной авиации. Он способен производить одновременную заправку двух самолетов фронтовой авиации (типа Су-27/30/34/35, МиГ-29/35). С хвостового агрегата возможна заправка самолетов дальней и специальной авиации. При использовании Ил-78М-90А на земле возможна одновременная заправка до четырех воздушных судов. «Новейший топливозаправщик Ил-78М-90А сохранил возможность использования в качестве военно-транспортного самолета. Переоборудование не требует большого объема работ и осуществляется в условиях аэродрома. В случае необходимости на него может быть установлено оборудование для пожаротушения», - отметили в компании. 

Благодаря оснащению четырьмя двигателями нового поколения ПС-90А-76 с повышенной степенью двухконтурности и увеличенной взлетной тягой, Ил-78М-90А отличается повышенной дальностью полета и может брать большее количество топлива для заправки самолетов. Удельный расход топлива этих силовых установок на 12–14% меньше, чем у двигателей Д-30КП, установленных на более ранние модификации самолетов-топливозаправщиков. 

Также на самолете полностью обновлен пилотажно-навигационный комплекс - ПНПК-78 разработки и производства АО «Котлин-Новатор», прошедший межведомственные испытания в период с 10.03.2016 г. по 18.04.2016 г. В отличие от ранее выполненных комплексов в данном изделии были решены задачи индикации информации о прохождении процесса дозаправки, в том числе задачи индикации информации от системы управления топливом, от унифицированных подвесных агрегатов заправки, а также от системы видеонаблюдения за внекабинным пространством.

При решении задачи дозаправки топливом в воздухе для обеспечения оператора заправки всей необходимой информацией на его рабочем месте установлено два многофункциональных индикатора (МФИ), входящих в состав комплексной системы электронной индикации и сигнализации (КСЭИС). На данных МФИ предусмотрено отображение состояния и режимов работы унифицированных подвесных агрегатов заправки (УПАЗ), процесса перелива топлива, количества отданного топлива и величины его мгновенного расхода, а также текстовых сообщений. Более того, для получения оператором наиболее полной информации о процессе выполнения дозаправки, на МФИ также обеспечивается вывод изображения от камер контроля заправки для подробного обзора положения всех конусов УПАЗ. 

Окончательная сборка серийных топливозаправщиков будет осуществляться на ульяновском заводе «Авиастар-СП», где в настоящее время ведутся работы по установке поточной линии окончательной сборки тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А и топливозаправщиков Ил-78М-90А. Отметим, что новая машина стала первым самолетом-топливозаправщиком, произведенным в России в постсоветский период.